-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Shadow3dx

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.03.2009
«аписей: 6275
 омментариев: 7843
Ќаписано: 14531

»ван √розный: Ђкак казнить изменника, чтобы он не попал в ÷арствие Ќебесноеї

¬торник, 10 январ€ 2017 г. 12:41 + в цитатник

–олевую модель »оанна IV в той или иной степени пример€ли разные правители –оссии, однако без особого успеха. » прежде всего из-за упрощенного понимани€ “ирана ¬асильевича.

»ван √розный: Ђкак казнить изменника, чтобы он не попал в ÷арствие Ќебесноеї

— беглого взгл€да формула правлени€ »оанна IV выгл€дит следующем образом: грозный государь, склонный к спонтанному самодурству, €ркие решени€ в стиле «экшен», жесткий прессинг элит, бескомпромиссность к врагам. ¬с€ это смесь дает народную любовь и как следствие контроль над властью. ƒумаетс€, что царь очень бы удивилс€ такому «мужицкому» понимаю его модели. —кажем, провокаци€ народной любви и удержание власти как целей правлени€ вообще никак не относ€тс€ к политическом стилю »оанну IV. ” “ирана ¬асильевича (так его люб€ называли историки) никогда не было мысли удержани€ власти. Ќапротив, он воспринимал свое царствие как брем€, как миссию, возложенную на него √осподом. ¬ отличие от »осифа —талина, который старалс€ смоделировать «грозный царский образ», »оанн не мыслил в социально-политических контекстах. —понтанность и психопати€ цар€, в коих ищут объ€снени€ кровавых репрессий историки и психоаналитики, едва ли были присущи “ирану ¬асильевичу.

Ќапротив, в выстраивании безотказно работающей репрессивной системы угадываетс€ тонкий, рациональный интеллект самодержца. Ћегче все это проследить через модели экзекуции, который »оанн IV практиковал. ÷елые поколени€ историков доносили до нас мысль, что »оанн ¬асильевич был весьма изощрен по части казней. ќднако, по правде сказать, никаких новаторств в душегубстве царь и его соратники не изобрели.  ѕравильнее было бы сказать, что “иран ¬асильевич знал в этом толк.  » не в контексте «как бы побольнее» – он был довольно равнодушен к садистским удовольстви€м, а именно в функциональности казней. —разу скажем, что репрессивна€ машина работала не с демонстрационной целью «чтобы другим неповадно было». ÷ар€ и так все бо€лись и уважали. Ћюбое выступление против ¬енценосного полагалось как «хула на ƒуха —в€того», то есть грехом, который нельз€ искупить. ¬ чем же состо€ло функциональность экзекуций? Ќапомним, что царь, согласно русской традиции, выступал как ѕомазанник Ѕожий, как ќбраз √оспода на «емле. » как грозное живое орудие ¬севышнего, карающего грешников. »оанн IV стремилс€ полностью соответствовать этой миссии. √лавным принципом экзекуций »оанна стало умерщвление не только плоти, но и души преступника. «десь царь всецело полагалс€ на русскую культурную традицию… —акральные экзекуции «аложными покойниками – они же «нечистые», «мертв€ки» – на –уси называли несчастных, умерших неестественной или преждевременной смертью.   ним причисл€ли погибших насильственной смертью, самоубийц, опойцев (умерших от пь€нства), утопленников, некрещЄных детей, колдунов и ведьм.

¬озникновение самого слова «заложный» св€зывают со способом захоронени€ — в отличие от обычных покойников — «родителей», «нечистых» не закапывали в землю, а хоронили на перекрЄстках дорог, границах полей, в лесу, в болотах, в оврагах, так как считалось, что они «прокл€ты родител€ми и земл€ их не принимает». Ќу и самое главное, что заложный покойник, согласно поверью, обречен на вечные страдани€. »ван √розный, знаток русской книжной традиции, решил поставить «производство» заложных покойников на поток. ¬се экзекуции носили глубоко символический характер. ¬озьмем, например, традицию утоплени€ как способа казни, широко примен€вшемус€ тогдашней репрессивной машиной. Ќа –уси считалось, что озера, реки, болота суть место обитани€ нечистой силы. ѕоэтому с помощью водной казни преступника как бы отправл€ли к «своим». “акой же сакральный характер носил другой распространенный способ экзекуции – изрубление опальных на мелки части. ѕрежде всего, это символизировало невозможность воскрешени€ даже в —удный день. ¬ этой казни √розный также не была новатором – расчленение активно примен€лось в —редние века во всей «ападной ≈вропе. ќсобо стоит упом€нуть «медвежьи потехи» цар€ »оанна. «ѕризвание» медведей в качестве экзекуторов  был попул€рно на –уси к моменту царствовани€ √розного уже не менее п€ти столетий. ¬ русской традиции медведь, в отличие от собаки, считаетс€ чистым животным. ѕо приписываемым ему чудесным качествам он может не только предупредить человека о присутствии нечистой силы, но и выступить в роли наказани€ √осподн€ нераска€вшихс€ грешников. ѕо народным представлени€м, медведь мог напасть на человека и съесть его лишь с позволени€ Ѕога в наказание за совершенный грех. “аким образом, отдава€ опальных на растерзание медвед€м, царь учитывал их способность выступать в качестве «незаинтересованных судей».

Ёкзекуции подлежали не только сами преступники, но и их имущество (включа€ домочадцев), которое признавалось «скверным» и «нечистым». «десь царь строго руководствовалс€ ветхозаветной  нигой »исуса Ќавина, а именно вз€тием »ерихона древними евре€ми. —огласно ѕисанию, участь жителей »ерихона была ужасной: «…всЄ, что в городе, и мужей и жЄн, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, всЄ истребили мечом…ј город и всЄ, что в нЄм, сожгли огнЄм», кроме «серебра и золота, и сосудов медных и железных», которые были объ€влены «закл€тыми», и брать которые в личное пользование запрещалось, они должны были быть переданы только иудейским жрецам». Ќадо сказать, что в средние века библейска€ традици€ уничтожени€ «нечистого» имущества строго соблюдалась практически во всех европейских странах. ћисси€ невыполнима »оанн ¬асильевич, как уже было сказано, относилс€ к своей миссии бича Ѕожи€ и экзорциста «емли –усской максимально последовательно и со всей пон€тной ему ответственностью. ќднако в 1581 году произошло несчастье – погиб – возможно, от руки самого цар€ – его сын и наследник престола »оанн »оаннович. ѕреждевременна€ смерть возводила несчастного в положение  обреченного на вечные загробные страдани€ заложного покойника.   ¬ 1583 году оправившийс€ царь выходит с беспрецедентной инициативой – ввести в богослужебный обиход монашеских обителей ћосковской митрополии так называемого «—инодика опальных» – «вечного» поминовени€ жертв ќпричнины. ‘актически царь предложил Ѕогу сделку: ради спасени€ души погибшего сына создать облегчение посмертных мук казненных опальных.

–убрики:  »нтересные истории
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку