-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Shadow3dx

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 07.03.2009
«аписей: 6454
 омментариев: 7891
Ќаписано: 14758


7 тайн гибели атомохода " урск"

ѕонедельник, 12 јвгуста 2013 г. 15:05 + в цитатник

12 августа 2000 года на атомоходе « урск» произошли два взрыва. “рагеди€, взволновавша€ тогда каждого, спуст€ 13 лет начинает забыватьс€. »сторию гибели экипажа все сложнее отделить от домыслов и лжи. 7 тайн гибели атомохода « урск». 

1. Ѕыла ли преступна€ халатность?

—огласно плану учений, проходивших в августе 2000 года, атомоход  -141 должен был между 11-40 и 13-20 часами 12 августа произвести условное торпедирование надводного корабл€ противника. Ќо вместо того в 11 часов 28 минут 26 секунд раздалс€ взрыв мощностью 1,5 балла по шкале –ихтера. ј через 135 секунд — второй — более мощный. ƒо 13-50 « урск» не вышел на св€зь.  омандующий —еверным флотом ¬€чеслав ѕопов приказывает «в 13.50 начать действовать по худшему варианту» и вылетает с атомного крейсера «ѕетр ¬еликий» в —евероморск, очевидно, дл€ обсуждени€ ситуации. » лишь в 23-30 объ€вл€ет боевую тревогу, признава€ «пропажу» лучшего подводного судна —еверного флота.
  3-30 часам определ€етс€ примерный район поиска, а к 16-20 устанавливаетс€ технический контакт с « урском». —ама спасательна€ операци€ начинаетс€ в 7 часов утра 14 августа.
— одной стороны, действи€ спасателей, которые стороннему наблюдателю казались нерасторопоными, с другой — кажущеес€ бездействие президента страны, в течение четырех дней после аварии продолжавшего отдыхать в —очи, с третьей — данные о технических дефектах подлодки, с четвертой — противоречива€ информаци€ от властей, словно старавшихс€ запутать всех, кто следил за судьбой экипажа — все это породило слухи о некомпетентности руководителей. Ћюди, по словам ¬ладимира ѕутина, предались излюбленной народной забаве: поиску виноватых. » впоследствии возмущались, что никто, по большому счету, не понес наказани€. Ќо в том-то и беда, что если уж наказывать, то пришлось бы многих — всех тех, кто приложил руку к развалу флота, кто закрывал на это глаза, кто не работал в полную силу за мизерную (1,5-3 тыс€чи рублей) зарплату. Ќо это не имело значени€: даже если бы военные в 13 часов 12 августа начали поиски « урска», экипаж спасти они все равно бы не успели.

2.  то давал сигналы бедстви€?

ѕоводом дл€ многочисленных спекул€ций стали сигналы SOS, по которым был обнаружен « урск» и которые продолжались в течение двух дней. —игналы были зафиксированы на разных корабл€х, и некоторые очевидцы даже утверждали, что слышали позывные подлодки — «¬интик». ƒо 15 августа руководители операцией продолжали увер€ть, будто св€зь с экипажем, установленна€ через перестукивание, продолжаетс€. ј уже 17-го в качестве официальной закрепилась нова€ верси€: большинство мор€ков « урска» погибли в первые минуты после взрыва, оставшиес€ прожили всего несколько часов.
ј сигналы SOS были записаны на магнитную ленту и изучены экспертами. Ѕыло доказано, что выстукивал не человек, а автомат, какого не могло быть и не было на борту « урска». » данный факт лег новым доказательством в теорию о столкновении атомохода с иностранной подводной лодкой.

3. —толкнулс€ ли « урск» с американской подлодкой?

ѕричиной первого взрыва на « урске» стала деформаци€ торпеды. Ёто признает большинство исследователей. Ќо сама причина деформации остаетс€ предметом споров. Ўирокое распространение получила верси€ о столкновении с американской подлодкой «ћемфис». —читаетс€, что это она давала пресловутые сигналы бедстви€.
¬ Ѕаренцевом море «ћемфис» вместе с другой американской и британской субмаринами следила за учени€ми российского флота. ¬ыполн€€ сложный маневр, ее офицеры ошиблись с траекторией, вплотную приблизились и врезались в готовившуюс€ выстрелить  -141. «ћемфис» пошла на дно, как и « урск», пропахала носом грунт и встала. ј через несколько дней ее обнаружили на ремонте в норвежском порту. ¬ пользу этой версии говорит и тот факт, что  -141 оказалась в километре или двух от того места, из которого подавалс€ сигнал бедстви€.

4.  огда погиб экипаж?

ѕринципиальным стал вопрос о времени гибели экипажа российской подводной лодки.  омандование флотом фактически признало, что поначалу вводило всех в заблуждение: никакого перестукивани€ с подводниками не велось. Ѕольша€ часть экипажа, действительно, погибла в результате первого и второго взрывов. ј выжившие, запершиес€ в дев€том отсеке могли бы прот€нуть дольше, если б не трагическа€ случайность, обнаруженна€ при вскрытии трупов.
ѕопытки мор€ков самосто€тельно выбратьс€ на поверхность результата не дали. »м пришлось терпеливо сидеть и ждать спасени€. ¬ 19 часов, когда наверху еще колебались, объ€вл€ть ли боевую тревогу, в отсеке началось килородное голодание. ћор€кам нужно было зар€дить новые пластины регенерации. “рое отправились к установке, и кто-то, видимо, уронил пластину в масл€нистую воду. „тобы спасти товарищей, один из подводников бросилс€, телом закрыл пластину. Ќо было поздно: раздалс€ взрыв. Ќесколько человек умерло от химических и термических ожогов, остальные — в считанные минуты задохнулись угарным газом.

5. «аписка капитана-лейтенанта  олесникова

 освенно гипотезу о гибели экипажа еще 12 августа подтверждает записка, оставленна€ капитаном-лейтенантом  олесниковым: «15.15. «десь темно писать, но на ощупь попробую. Ўансов, похоже, нет: процентов 10-20. Ѕудем наде€тьс€, что хоть кто-нибудь прочитает». “о есть уже в три часа пополудни члены команды экономили свет, спокойно сидели в темноте и ждали. ј неровный почерк, которым написана эта — втора€ по счету — записка, свидетельствует о том, что сил у ƒмитри€  олесникова оставалось мало.
ј дальше в записке было ставшее знаменитым — завещание всем нам, оставшимс€ в живых: «¬сем привет, отчаиватьс€ не надо.  олесников». » — кака€-то фраза, пропущенна€, утаенна€ от общественности следствием.
»з той фразы выросли новые домыслы: будто комисси€ покрывает чье-то разгильд€йство, будто капитан-лейтенант ответил той фразой на вопрос, кто виноват или, по крайней мере, в чем причина аварии. ƒолго убеждали следователи, что из этических соображений не открывают содержание оставшейс€ части записки, что в ней — личное послание жене, не имеющее дл€ нас никакого значени€. ƒо тех пор не верила общественность, пока не открылось содержание засекреченной части. ј саму записку следствие жене ƒмитри€  олесникова так и не отдало — только копию.

6. ѕочему капитану « урска» присвоили звание √еро€ –оссии?

26 августа 2000 года командиру подводной лодки √еннадию Ћ€чину приказом ѕрезидента было присвоено звание √еро€ –оссии, а все находившиес€ на борту были награждены орденом ћужества. Ќовость эта была встречена скорее скептически: решили, что руководство страны таким образом пытаетс€ замолить свои грехи перед экипажем, загладить ошибки, допущенные в ходе спасательной операции. Ќо командующий —еверным флотом объ€сн€л: к награде подводники « урска» были представлены гораздо раньше, после операции, успешно выполненной в —редиземноморье в 1999 году, в самый разгар натовской агрессии в ёгославии. “огда экипажу  -141 удалось п€ть раз условно поразить корабли противника, то есть уничтожить весь американский шестой флот, и уйти незамеченными.
Ќо справедливости ради стоит заметить, что многие из погибших в августе 2000-го за год до того не участвовали в средиземноморском походе.

7. —пасли бы норвежцы?

≈два ли не с самого начала спасательной операции свою помощь предлагали британцы и американцы, а чуть позже норвежцы. ¬ —ћ» активно пропагандировали услуги иностранных специалистов, убежда€: у них и техника лучше, и специалисты мастеровитей. «атем, задним числом, уже сыпали обвинени€: если бы пригласили раньше, 23 человека, запертые в дев€том отсеке, были бы спасены.
Ќа деле никакие норвежцы не в силах были помочь. ¬о-первых, к моменту обнаружени€ « урска» подводники были уже сутки как мертвы. ¬о-вторых, тот объем работы, что проделали наши спасатели, тот уровень самопожертвовани€ и самоотдачи, с которым они работали и который позвол€л круглосуточно, без перерывов, вести операцию, был немыслим дл€ зарубежных специалистов.
Ќо — главное — даже если члены команды « урска» были еще живы 15 и 16 числа, спасти их невозможно было по техническим причинам. ѕодводные аппараты не могли присосатьс€ к подводной лодке из-за повреждений в ее корпусе. » здесь бессильна была сама€ современна€ и совершенна€ техника.
ѕодводна€ лодка и ее экипаж стали жертвой стечени€ тыс€ч различных обсто€тельств. ј ее гибель, в которой нет ничьей персональной вины, возможно, впервые за долгие годы, объединила ожесточившуюс€ страну.

√ригорий —аблин

–убрики:  »нтересные истории
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку